09 ноября 2019 г.
Современные машины буквально напичканы электроникой. С одной стороны, это помогает водителю чувствовать себя комфортно в трафике и делает движение безопасным. С другой — повысилась уязвимость машин перед хакерскими атаками. И эту проблему признали не только эксперты по кибербезопасности, но и сами автопроизводители. Угроза, которая казалась фантастической, стала вполне реальной.
Современные автомобили с каждым днём становятся всё «умнее». Они помогают водителю в дороге, вовремя указывают на неисправности, обеспечивают высокий уровень комфорта и безопасности. С ними можно общаться даже через смартфон. Но чем больше в машине электронных систем и чем более они «продвинуты», тем выше их уязвимость перед хакерами. А они не дремлют и всё чаще прибегают к компьютерным технологиям. Это реальная угроза и для владельцев машин, и для тех, кто пользуется услугой аренда авто. Поэтому в надёжных прокатных компаниях транспортные средства имеют страховку КАСКО.
Исследование, которое провела израильская компания IntSights, специализирующаяся на кибербезопасности, показывает высокий уровень хакерских угроз для аппаратного и программного обеспечения авто. И происходит это из-за недоработок производителей. Конкурентный рынок заставляет последних постоянно внедрять новые технологии, чтобы быть лучше конкурентов. В результате в автосалоны попадают машины с целым рядом инновационных, но «сырых» систем. К примеру, недостаточным уровнем защиты ПО и электронных систем от посторонних вмешательств.
IntSights выделяет два особенных фактора риска. Первый — это опции автомобиля, позволяющие использовать для управления беспроводное соединение. Например, возможность управлять машиной, используя смартфон: посмотреть уровень топлива, пробег, дистанционно запустить двигатель и прочие. Проблема безопасности доступа в салон без ключа ненова. Но технологии, используемые ранее, всем производителям были хорошо известны. Сейчас же вся соль именно в беспроводном соединении, которое хакеры успешно взламывают и читают. К тому же уровень кибербезопасности самих смартфонов недостаточно высок.
Второй фактор риска — постоянная связь машин с заводом-производителем посредством программного обеспечения. Она требуется в том числе для его своевременного обновления. В данном случае под угрозой находятся серверы компании, взломав которые хакеры получают доступ ко всей базе данных. Подобная угроза реальна и для услуги аренда авто. В прокатных машинах, помимо прочего, установлено дополнительное оборудование, позволяющее отслеживать автомобиль из центра.
Для того чтобы взломать интеллектуальную чужую машину, сейчас даже не нужно быть продвинутым хакером. В интернет-магазинах продаются всевозможные устройства, с помощью которых легко осуществить задуманное: отключить иммобилайзер или считать код ключа. Поэтому первоочередная задача разработчиков — усовершенствовать системы безопасности. Это актуально и для персональной машины, и для транспортных средств предприятий, и в отношении услуги аренда авто. Хакерская атака и внедрение вируса в ПО — это не только риск остаться без автомобиля. Гораздо хуже, если подобное произойдёт во время движения, ведь поведение машины предсказать попросту невозможно.